Оглавление
2020 год

Научные и иные проекты ФГБНУ "Федеральный Центр образовательного законодательства"

2020 год

Программа

Заказчик

Название проекта/темы

Полученные результаты

Государственное задание на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Министерство просвещения Российской Федерации

«Разработка доктрины и концептуальных основ законодательства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

1. Проведен анализ действующего российского законодательства, регулирующего отношения в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.


2. Составлен систематизированный перечень действующих федеральных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в рассматриваемой сфере.


3. Составлен систематизированный перечень действующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (по одному от каждого федерального округа), регулирующих отношения в рассматриваемой сфере.


4. Проведен анализ зарубежного законодательства, регулирующего отношения в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (Республика Казахстан, Республика Беларусь, Республика Польша, Канада).


5. Доработана концепция доктринального регулирования рассматриваемых отношений, реформирующего действующий механизм правового регулирования, систему органов, а также формирование модели государственной политики с учетом глубочайших внутренних процессов трансформации социально-политической жизни российского общества в условиях глобализирующегося мира и угроз его деструктивного воздействия.


6. Разработан проект нового федерального закона, устанавливающего унифицированную модель государственной политики в отношении безнадзорности, беспризорности и профилактики правонарушений, механизм координации и регулирующего воздействия на все элементы системы профилактики.


7. Разработан проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с вступлением в силу нового федерального закона.

Государственное задание на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Министерство просвещения Российской Федерации

«Разработка комплексной модели правового регулирования по организации образовательной среды для детей, которые обучаются по основным общеобразовательным программам,

вне образовательных организаций»

1. Собраны, систематизированы, проанализированы и оценены статистические данные и иная официальная информация в сфере обучения детей по основным общеобразовательным программам вне образовательных организаций, по вопросам количества детей обучающихся вне школы, причинах выбора соответствующей формы получения образования, основных проблемах, возникающих при обучении вне образовательных организаций и др.;

 

2. Подготовлен аналитический обзор статистических данных и иной официальной информации в сфере обучения детей по основным общеобразовательным программам вне образовательных организаций;

 

3. Собраны, систематизированы, проанализированы и оценены правовые нормы и институты на соответствие их основным направлениям государственной политики в рассматриваемой сфере на предмет выявления проблемных вопросов и недостатков нормативного правового регулирования;

 

4. Подготовлена аналитическая записка о состоянии федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере обучения детей по основным общеобразовательным программам вне образовательных организаций;

 

5. Собраны, систематизированы и обобщены действующие федеральные нормативные правовые акты в сфере обучения детей по основным общеобразовательным программам вне образовательных организаций;

 

6. Подготовлен систематизированный перечень федеральных нормативных правовых актов в сфере обучения детей по основным общеобразовательным программам вне образовательных организаций;

 

7. Подготовлен аналитический обзор зарубежного законодательства по вопросам обучения детей по основным общеобразовательным программам, вне образовательных организаций;

 

8. Разработана комплексная модель правового регулирования по организации образовательной среды для детей, которые обучаются по основным общеобразовательным программам, вне образовательных организаций;

 

9. Организовано и проведено мероприятие «Перспективы и проблемы практики правового регулирования семейного образования в России» с участием представителей профессионального сообщества и представителей Министерства просвещения России.

Государственное задание на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Министерство просвещения Российской Федерации

«Формирование концептуальных основ нормативного регулирования при
реализации механизма «регуляторной гильотины» в установленной сфере
деятельности Минпросвещения России»

1. Сформирован перечень нормативных правовых актов, устанавливающий обязательные требования, подлежащие проверке, проанализированный на предмет наличия противоречий в актах различного уровня, пересечений в реализации способов государственного регулирования (прямого и косвенного дублирования, предметов контроля) с целью обеспечения введения только тех обязательных требований, несоблюдение которых приводит к негативным последствиям для ключевых ценностей системы образования, а также обеспечения понятности формы представления обязательных требований.

 

2. Осуществлен полноценный  всесторонний анализ законодательства, регулирующего отношения в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся.

 

3. Разработаны таблицы обязательных требований, подлежащих проверке в сфере дошкольного, общего и среднего профессионального образования.

 

4. Разработаны таблицы, отражающие информацию о целевой структуре нормативного регулирования с учетом требований, подлежащих проверке, а также с указанием ключевых рисков и способов воздействия в сферах воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки обучающихся.

 

5. Сформированы концептуальные основы нормативного регулирования при реализации механизма «регуляторной гильотины» в установленной сфере деятельности Минпросвещения России.

 

6. Определены и дифференцированы риски, воздействующие на ценности в системе образования с учетом сфер воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки обучающихся, управления имуществом в системе образования.

 

7. Сформирована целевая структура нормативного регулирования (образование, воспитание, опека и попечительство в отношении несовершеннолетних, социальная поддержка, управление государственным имуществом в системе образования), исходя из необходимости устранения тех недостатков, которые присущи текущей модели регулирования.

 

8. Разработаны предложения по внесению изменений в федеральное законодательство об образовании и отмене выявленных нормативных правовых актов, содержащих регулирование, не отвечающее требованиям риск-ориентированного подхода и современного технологического развития.

 

9. Подготовлены предложения по изменению законодательства и совершенствованию правового регулирования отношений, которые  разрабатывались в направлениях образования, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, социальной поддержки обучающихся, управления имуществом в системе образования.

 

10. Разработаны 8 Аналитических записок, связанных состоянием нормативного регулирования и его совершенствованием (предложения по законодательству) сфер образования, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, социальной поддержки обучающихся, управления имуществом в системе образования.

Государственное задание на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Министерство просвещения Российской Федерации

«Защита информационных прав и свобод несовершеннолетних в условиях цифровой трансформации общественных отношений»

1. Осуществлен мониторинг существующей опасной ситуации для психического развития несовершеннолетних в сети "Интернет" с целью выявления рисков нарушения их информационных прав и свобод, а так же обеспечения информационной безопасности детей в ходе цифровой трансформации общественных отношений;           

 

2. Осуществлен мониторинг практики применения действующих нормативных правовых актов и законодательных инициатив на предмет их соответствия выявленному уровню рисков и угроз безопасности несовершеннолетних, порождаемых цифровой трансформацией общественных отношений;

 

3. Разработана методика, устанавливающая правила и показатели осуществления мониторинга с целью выявления рисков информационных прав и свобод, а также информационной безопасности несовершеннолетних в ходе цифровизации общества;

 

4. Разработаны риск-ориентированные подходы, для определения уровня тяжести потенциально возможных последствий негативного информационного влияния цифровой трансформации общественных отношений;

 

5. Выявлены и спрогнозированы перечни информационных прав и свобод несовершеннолетних, которые потенциально подвержены негативному воздействию в ходе цифровой трансформации общественных отношений;

 

6. Выявлены лучшие модели и практики защиты информационных прав и интересов несовершеннолетних в ходе цифровизации общества, реализуемых в зарубежных государствах;

 

7. Проведено социологическое исследование допустимости и пределов ограничения некоторых информационных прав и свобод несовершеннолетних в разработанных предложениях по совершенствованию норм отечественного законодательства, направленных на обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних;

 

8. Сформированы методические рекомендаций для научно обоснованных методических рекомендаций, мероприятий, методических и информационных материалов для родителей, детей, педагогов для противодействия негативному воздействию на детей при развитии процессов цифровой трансформации общественных отношений.

Государственное задание на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Министерство просвещения Российской Федерации

«Перспективные направления совершенствования правовых инструментов регулирования содержания и оценки качества общего образования»

1. Исследована правовая природа положений, устанавливаемых нормативными правовыми актами в области содержания и оценки качества на предмет полноты, достаточности правового регулирования, согласованности нормативных правовых актов с действующим законодательством, выявлении коллизий и пробелов в правовом регулировании;

 

2. Подготовлен аналитический отчет, содержащий результаты мониторинга действующей нормативно-правовой базы Российской Федерации в области содержания и оценки качества начального общего, основного общего, среднего общего образования;

 

3. Подготовлены научно-обоснованные предложения по корректировке (внесение изменений, принятие новых и отмена устаревших) нормативных правовых актов в сфере содержания и оценки качества начального общего, основного общего, среднего общего образования. Предложения основаны на результатах исследования потенциальной эффективности всех элементов предлагаемого правового регулирования (на основе сопоставления с иными существующими и возможными вариантами разрешения данной проблемы, анализа исторического опыта регулирования схожих вопросов и т.п.), оценке соответствия текста нормативного правового акта правилам юридической техники;

 

4. Проведен анализ источников обновления содержания общего образования, применяемых мер по обновлению содержания общего образования, в частности разработки и принятия концепций преподавания отдельных учебных предметов;

 

5. Подготовлена аналитическая записка, содержащая результаты исследования существующих подходов к обновлению содержания общего образования;

 

6. Подготовлены рекомендации по совершенствованию правовых инструментов регулирования содержания и оценки качества общего образования, в том числе направленного на систематическое обновление содержания общего образования.

Государственное задание на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Министерство просвещения Российской Федерации

«Организация комплексной информационно-консультационной поддержки работников сферы образования по применению нормативной правовой базы, регулирующей образовательные отношения»

 

1. Сформирована и осуществлена организация работы экспертной группы для оказания экспертно-консультационной, а также информационной поддержки работников системы образования по применению нормативной правовой базы, регулирующей образовательные отношения.

 

2. Разработана модель информационного интернет-портала по оказанию экспертно-консультационной, а также информационной поддержки работников системы образования при применении нормативной правовой базы, регулирующей образовательные отношения.

 

3. Определены совокупности информационно-технологических и технических свойств цифровой платформы, обеспечивающей возможность функционирования информационного интернет-портала по оказанию экспертно-консультационной, а также информационной поддержки работников системы образования при применении нормативной правовой базы, регулирующей образовательные отношения.

 

4. Осуществлена информационная поддержка работников системы образования по применению нормативной правовой базы, регулирующей образовательные отношения.

 

5. Осуществлена экспертно-консультационная поддержка работников системы образования по применению нормативной правовой базы, регулирующей образовательные отношения.

Государственное задание на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Министерство просвещения Российской Федерации

«Разработки комплекса мер и предложений по уменьшению нагрузки педагогических работников, связанной с составлением ими отчетов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчетности образовательных организаций»

 

1. Осуществлен анализ актуального состояния и проблем правоприменительной практики в связи с изменениями, произошедшими в силу принятия Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся".

 

2. Проведен анализ опроса по анкете «Нагрузка и отчетная документация педагогических работников, осуществляющих классное руководство»; составление аналитического обзора.

 

3. Проведена правовая оценка особенностей регламентации работы педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования в дистанционном режиме.

 

4. Проведен анализ опроса по анкете «Особенности работы учителей в дистанционном режиме», составление аналитического обзора.

Государственное задание на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Министерство просвещения Российской Федерации

«Работы по проведению оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, куратором которых определено Минпросвещения России, в 2020 году»

1. Проведен анализ нормативной правовой базы и иных документов в сфере налоговых расходов.

 

2. Разработаны методики оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, куратором которых определено Минпросвещения России;

 

3. Апробированы разработанные методики оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, куратором которых определено Минпросвещения России;

 

4. Разработаны предложения по содержанию паспортов налоговых расходов Российской Федерации, куратором которых определено Минпросвещения России;

 

5. Подготовлен аналитический доклад об оценке эффективности налоговых расходов, куратором которых определено Минпросвещения России.